Размер шрифтов:
Изображения:
Фон:

 

9-maya

 

Время работы музея

Часы работы с 9.00 до 17.30 
без выходных.
Последний четверг каждого
месяца - санитарный день


Каждый понедельник

с 10.00 до 11.00

действует акция 

«Счастливый час»

— в это время

вход в музей бесплатный

Новости и мероприятия

20 мая исполняется 104 года со дня рождения Алексея Петровича Маресьева – одного из самых известных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны

 20 мая исполняется 104 года со дня рождения Алексея Петровича Маресьева – одного из самых известных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны

Алексей Петрович Маресьев родился 7(20) мая 1916 г. в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Алексей рос болезненным ребенком, часто простужался. Вспоминая свои детские годы, Алексей Петрович говорил, что только «две мамы» помогли ему победить болезни и впоследствии стать летчиком: это «Мама родная да матушка-Волга, в которой он плавал и закалялся». Однажды, находясь на Волге, Алексей услышал тоненький назойливый звук. Подумал, что-то в воде. Вгляделся: нет, не в воде. Поднял голову, посмотрел на небо, а там самолет! Настоящее чудо! В то время самолеты были редкостью. И ведь не просто летит, а фигуры выписывает, будто не машина, а птица… С того самого дня, Маресьев «заболел» самолетами».

После окончания семилетней школы Алексей поступил в фабрично-заводское училище, где получил специальность токаря по металлу. После окончания рабфака Маресьев хотел поступить в летную школу, но не прошел медицинскую комиссию по состоянию здоровья. Тогда Алексей решил, вместе с группой камышан, по комсомольской путевке ехать на строительство Комсомольска-на-Амуре. Там же, на Амуре, Алексей впервые поднялся в небо, став курсантом аэроклуба. Он успевал и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться летному делу. В 1937 г. он успешно завершил учебу и получил летное удостоверение.

Вскоре Алексей был призван в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию удовлетворили, и более двух лет он служил в 12-м авиационном отряде, действовавшем в составе Сахалинского погранотряда. В дальнейшем Алексей Петрович был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в г. Батайск. После окончания в 1940 г. Батайского авиационного училища имени А.К. Серова младший лейтенант А.П. Маресьев, как один из лучших курсантов, был оставлен в училище на должности инструктора. Здесь и застала его война.

В августе 1941 г. Алексей Петрович был направлен на Юго-Западный фронт в составе 296-го истребительного авиационного полка. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога. В марте 1942 года он был направлен на Северо-Западный фронт. Здесь, в небе над демянским «котлом», лейтенант Маресьев записал на свой боевой счет первый сбитый самолет – военно-транспортный Ю-52. Интересно отметить, что теперь Алексей Петрович воевал на истребителе Як-1, который был выпущен на Саратовском авиационном заводе. К концу марта 1942 г. Алексей Петрович

увеличил счет сбитых немецких самолетов до 4-х; 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит, а сам Алексей Петрович тяжело ранен. Самолет упал в лесу на занятой врагом территории. Очнувшись после падения, Маресьев, с ранеными ногами, начал пробираться на восток к своим. Сначала он, превозмогая боль, медленно шел, считая шаги, и после каждой тысячи шагов падал на живот отдыхать. Питался корой, шишками. Потом пытался ползти, когда не осталось сил даже ползти, начал перекатываться с бока на бок. На 18-е сутки еле живого летчика обнаружили местные мальчишки, возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Маресьева привезли в дом Ольги Михайловны Вихровой, и она больше недели выхаживала его. Разбитые и отмороженные ноги у Алексея воспалились, нужна была срочная операция. О найденном летчике сообщили председателю, колхоза и в первых числах мая за раненым прилетел самолет. Маресьева на носилках погрузили в него и увезли в госпиталь.

Врачи обнаружили у него гангрену и ради спасения жизни ампутировали ступни обеих ног. Вот тогда и встал тяжелый вопрос: как жить дальше? Расстаться с профессией летчика означало бы для него потерю самого дорогого в жизни. Пережить черную минуту Маресьеву помогли товарищи по несчастью, лежавшие в палате. Крепла решимость: человек не имеет права прекращать борьбу, пока сердце бьется в груди. И Алексей Петрович начинает тренироваться, готовиться к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались и в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 г.

В начале 1943 г. старший лейтенант А.П. Маресьев прошел медкомиссию и, получив разрешение вернуться к полетам. Свыше пяти месяцев Алексей Петрович учился летать и управлять самолетом, используя протезы. И в июне 1943 г., после успешной сдачи зачета, старший лейтенант Маресьев снова встал в боевой строй. Он был направлен в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк на Брянский фронт.

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные личное мужество и высокое летное мастерство 24 августа 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту А.П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Представляя героя к награде, командир полка H.П. Иванов писал: «Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против немецко-фашистских захватчиков и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов».

За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева – 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения. После войны А.П. Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском

(затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. 18 мая 2001 года Алексей Петрович Маресьев ушел из жизни.